«Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении».
Здоровьесберегающая деятельность образовательно¬го учреждения — это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся,
В литературе приводятся данные о влиянии факторов, определяющих уровень общественного здоровья, которые распределяются следующим образом:
1. - наследственность - определяет здоровье на 20%;
2. - условия внешней среды (природные и социальные) - на 20 %;
3. - деятельность системы здравоохранения - на 10%;
4. - образ жизни человека - на 50 %.
Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.
Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования - усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.
Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» в ст. 19 определяет функции организаций, осуществляющих образовательную деятельность, п.25 « создают необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации».
28 декабря 2010 года приказом №2106 Министерства образования и науки РФ были утверждены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, представляющие собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников:
социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;
фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны в целом;
система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся, воспитанников в процессе обучения;
особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта "нездоровья" (за исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Настоящие Требования включают восемь групп требований.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего образовательного учреждения является здоровьесбережение, поэтому в своём выступлении я остановлюсь на каждом из требований с учётом реализации их в практике работы школы.
1 группа: целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников
В Уставе школы, основной образовательной программе начального, основного и среднего образования, комплексно – целевой программе «Образование и здоровье» определены направления деятельности по сохранению, укреплению здоровья и безопасному образу жизни.
Нашими социальными партнёрами в работе по данному направлению являются ДЮСШ, ЦВР. МУЗ ЦРБ, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, МО МВД России «Кимовский», МУК ЦГБ, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»
Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) прослеживается на всех ступенях, прежде всего в курсах «Окружающий мир»- биология, ОБЖ, физической культуры, в отдельных темах по всем предметам ( материалы представлены на выставке).
Комплексный подход в оказании психолого-педагогической, медико-социальной поддержки различных групп обучающихся отражён в
« Положении о психолого- медико- педагогической службе», в школе работают педагог- психолог, учитель- логопед, врач- психиатр, социальный педагог.
2 группа: соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников определяет
- соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения;
- в 2012-2013 учебном году значительно обновлено оборудование в столовой на сумму
За последние годы значительно укрепилась материально-техническая база учебных кабинетов, спортивных залов в соответствии с требованиями санитарных правил.
За первое полугодие 2013 года было приобретено:
- компьютеров -2, проекторов-2 на сумму 94350 руб.
- учебных пособий на сумму 57170 руб.
- спортивного инвентаря на сумму 92170 руб.
- ЭОР на сумму 10000 руб.
- станки для кабинета технологии на сумму75500 руб.
- мебель для кабинета химии на сумму 92670 руб.
В соответствии с требованиями санитарных правил отремонтирован медицинский и прививочный кабинеты, но, к сожалению, оснащены современным оборудованием недостаточно.
В учебных помещениях 1-4 классов имеется здоровьесберегающее оборудование ( парты – конторки), использующиеся в профилактических целях,
В школе работают квалифицированные специалисты, обеспечивающие проведение оздоровительной работы с обучающимися (медицинские работники, учителя физической культуры, учитель - логопед, педагог- психолог, педагоги дополнительного образования, социальный педагог);
С целью формирования культуры здоровья педагогов 1 раз в четверть проводим психолого – педагогические семинары, вопросы ЗОЖ рассматриваются на заседаниях школьных МО, на консультациях руководителя базовой площадки Ерёминой В.В.
3 группа: рациональная организация образовательного процесса
В школе разработана и реализуется комплексно- целевая программа « Образование и здоровье» на период 2011-2016 г.г.,, в 2012 году начал работу спортивный клуб « Юность». Учащиеся школы принимают активное участие в спортивных соревнованиях, массовых акциях. Традиционными стали праздники Дни здоровья, проводимые осенью и весной, летний многодневный поход старшеклассников, конкурсы рисунков, защита плакатов.
В образовательном процессе используются здоровьесберегающие приемы, методы, формы, технологии, 85% педагогов прошли курсовую подготовку по теме: «Обучение здоровью в ОУ». Использование технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий осуществляется с соблюдением здоровьесберегающего режима, адекватно возрастным возможностям и особенностям обучающихся с учётом индивидуальных особенностей развития. Для детей с ЗПР организовано обучение в классах коррекции 7 вида. В школе созданы благоприятные психологические условия образовательной среды, способствующие формированию адекватной самооценки, познавательной мотивации. Педагог – психолог школы систематически отслеживает развитие данных процессов у учащихся начальных классов и детей «группы риска»
4 группа: организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы
В проекте «Концепции Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса» определена задача создания эффективной государственной системы физического воспитания населения, в том числе и модернизация системы физического воспитания и развития массового школьного спорта в в ОУ путём расширения школьных спортивных клубов. И создание единой системы непрерывного физического воспитания основных групп населения.
В соответствии с медицинскими показаниями по результатам медицинского профилактического осмотра организовано обучение физической культуре отдельно по группам , для детей специальной группы составлена рабочая программа с учётом преобладающих заболеваний.
Ежедневно для учащихся начальных классов проводится утренняя зарядка, физкультминутки разной направленности на уроках,
Организованы физкультурные и спортивные мероприятий по разным видам спорта ( лёгкая атлетика, волейбол, футбол, настольный теннис, лыжи, шахматы) и комплексных г мероприятий ( соревнований, дней здоровья).
5 группа: организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни.
Всероссийский открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности в апреле 2013 гола был проведён совместно с сотрудниками пожарной части №55 г. Кимовска
С целью просвещения родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся проведено родительское собрание по теме: «Обеспечение безопасности несовершеннолетних. Ответственность родителей за обеспечение безопасности жизнедеятельности детей», среди выступавших – сотрудник полиции МО МВД России
В фонде библиотеки имеется достаточное количество детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки.
На стенде « Школа здоровья» и в разделе школьного сайта размещена информация, посвященная проблемам сохранения здоровья, организации и ведения здорового образа жизни
6 группа: организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися
Ежегодно проводится анкетирование с целью выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и оценку эффективности реализуемых превентивных программ; большое внимание уделяется созданию безопасной поддерживающей образовательной среды
7 группа: комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
8 группа: мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Школа работает над проблемой: «Модель мониторинга эффективности
здоровьсберегающей деятельности ОУ как фактор совершенствования образовательного процесса». Данные мониторинга позволяют :
- анализировать данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся;
- отслеживать динамику показателей здоровья обучающихся (общего показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности оздоровления часто болеющих обучающихся).
В перспективе необходимо усовершенствовать в мониторинге блок психологических измерений, использовать новые формы организации детей во время динамических перемен, оснастить современным оборудованием медицинский кабинет, активнее привлекать родителей к проведению мероприятий по ЗОЖ.
Без здоровья невозможно и счастье. Белинский В. Г.
Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3